Техническое обслуживание дизельных генераторов
Как и любая техника (тем более, на основе ДВС), дизельгенераторы должны периодически проходить техобслуживание - в рамках сроков и технического регламента производителя. Только так можно избежать большинства поломок и преждевременного износа узлов оборудования. Без ТО генератор быстро выйдет из строя.
Пугаться перечня мероприятий по техобслуживанию не стоит: дизельный генератор нуждается в тех же работах, что и двигатель обычного автомобиля. Вас ждут замена масла, охлаждающей жидкости, проверка ремня и подобные работы. С ними можно справиться и самостоятельно, если вы занимались своей машиной.
Как часто проводят техническое обслуживание?
В случае с автомобилем частоту определяет срок эксплуатации и пробег. Например, масло нужно менять каждые 10-15 тысяч километров и не реже одного раза в год. С дизельным генератором все чуть сложнее. В частности, вместо пробега производители указывают количество мото-часов.
Рекомендация может выглядеть так: "Менять масло каждые 1000 часов работы и не реже 1 раза в год". То есть если генератор работает постоянно, вы должны менять масло через 1000 мото-часов, даже если это требуется 8-10 раз в год.
Производители предлагают разные рекомендации для ДГУ в резерве и техники, работающей постоянно. Кроме того, используют аббревиатуры (ТО-250, ТО-1000, ТО-300) для обозначения мероприятий, которые нужно проводить каждые 250, 1000, 300 часов. Наборы мероприятий различаются: вам необязательно полностью менять жидкости каждые 250 часов.
Резервные генераторы также нуждаются в обслуживании. Производители рекомендуют проводить полное ТО не реже раза в год - с заменой всех расходников. Дополнительно ТО без замены проводят каждые 3-6 месяцев. Хотя бы раз в месяц нужно запускать генератор и тестировать его работу.
Если ДГУ используют в резко-континентальном климате или на севере страны, дополнительно нужно провести сезонное ТО.
Перечень мероприятий в рамках ТО
В техобслуживании дизельный генератор проще автомобиля с дизельным мотором: вы имеете дело только с двигателем, аккумулятором и генератором. Других узлов, по сути нет.
Итак:
- При проверке ДГУ перед запуском необходимо осмотреть корпус, проверить уровень масла и охлаждающей жидкости и долить их при необходимости, проверить АКБ, воздушный фильтр, приводные ремни, шланги системы охлаждения, кремеж. Кроме того, нужно слить воду из топливного отстойника.
- Каждые 250 мото-часов необходимо проводить все те же мероприятия, за исключением проверки уровня масла. Масло нужно заменить - вместе с масляным фильтром.
- Каждые 500 мото-часов к перечню работ, проводимых в рамках ТО-250, добавляют замену топливного фильтра.
- Каждую 1000 мото-часов, помимо прочего, меняют воздушный фильтр.
- Каждые 2000 мото-часов, кроме перечисленного, меняют охлаждающую жидкость и фильтр в системе охлаждения.
ТО-1000 и ТО-2000 "эквивалентны" одному и двум годам эксплуатации соответственно. То есть если генератор проработал меньше 1000 мото-часов за год, в нем в любом случае нужно заменить воздушный фильтр и провести остальные работы, предусмотренные регламентом. Если прошло два года, дополнительно меняют охлаждающую жидкость.
Кроме охлаждающей жидкости и масла необходимо регулярно заменять топливо в баке. В противном случае топливный фильтр быстро засорится, и придется устанавливать новый.
Как видите, ничего сложного нет. Но генераторная установка сложнее обычного двигателя. В системе могут быть предусмотрены источники бесперебойного питания, контроллеры, пожарная сигнализация и другие системы и узлы. Все дополнительное оборудование также нужно регулярно обслуживать.
Кроме перечисленных работ, нужно проверять генератор под нагрузкой. Таким образом можно определить производительность оборудования и возможные проблемы, корректируя мощность, напряжение, силу тока.
Последствия несвоевременного техобслуживания
Если дизельный генератор служит единственным источником питания, любая поломка может лишить вас электричества, однако вы сразу обнаружите ее и сможете устранить. Куда хуже сложится ситуация, если не запустится и быстро выйдет из строя резервный генератор. Если его не обслуживать, можно оказаться без электричества в самый неподходящий момент. Последствия не всегда приятны. Например, если генератор отвечает за поддержание безопасности или охлаждение технически сложной установки. В 2011 году авария на Фукусиме случилась именно из-за отказавших генераторов.